evkam (evkam) wrote,
evkam
evkam

ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ: СОЛЖЕНИЦЫН И ИЗРАИЛЬСКИЕ ИСТОРИКИ РОССИЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА.часть первая.

Свою книгу «Двести лет вместе» Александр Солженицын создавал, опираясь на российские источники. И взгляд его на эти отношения -прежде всего взгляд русского писателя. Именно это и стало предметом критики, подчас с разносной, в адрес книги и автора с «еврейской» стороны. Но как тот же период и те же события выглядят со стороны израильских исследователей, изучавших эпоху до и независимо от российского писателя.

Солженицын начинает свое исследование с эпохи ДО XVIII века, с первых русско-еврейских соприкосновений. Особо интересный эпизод — история распространения «Ереси жидовствующих». Вот как оценивает он этот эпизод.

«Поразителен быстрый успех и лёгкость этого движения. Они объясняются, очевидно, взаимным интересом. «Когда переводилась на русский язык с еврейского «Псалтырь жидовствующих» и другие произведения, имеющие целью обольщение неискушённого русского читателя и иногда отчётливо антихристианские, можно было бы думать о заинтересованности в них только евреев и иудаизма». Однако и «русский читатель был заинтересован... в переводах еврейских религиозных текстов», отсюда и — «какой успех имела пропаганда «жидовствующих» в разных слоях общества». Острота и живость этого контакта напоминает ту, что возникла в Киеве в XI веке.

Однако архиепископ новгородский Геннадий около 1487 раскрыл ересь, прислал в Москву несомненные её доказательства и продолжал розыск и обличение ереси до тех пор, пока для её разбора не был собран в 1490 Церковный Собор (под вождением только что поставленного митрополитом Зосимы). «С ужасом слушали Геннадиеву обвинительную грамоту... что сии отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты, называют иконы болванами, грызут оныя зубами, повергают в места нечистые, не верят ни Царству Небесному, ни воскресению мертвых и, безмолвствуя при усердных Христианах, дерзостно развращают слабых»34. «Из [соборного] приговора видно, что жидовствующие не признавали Иисуса Христа Сыном Божиим... учили, что Мессия ещё не явился... почитали ветхозаветную субботу «паче Воскресения Христова»

http://jewniverse.ru/RED/Solzhenitsin/dvesti1.htm

Два обстоятельства обращают внимание в оценке писателя. Источники, на которые он опирается, подчеркивают фактор еврейского участия в «ереси». И — необычайная популярность течения.

Отметим здесь версию истории «ереси», выдвигаемую публицистом и критиком Солженицына Семеном Резником в известной книге «Кровавый навет в России»:

« Юдофобия пунктиром проходит через всю историю Московско-Петербургской Руси. Когда во времена Великого князя Василия III группа влиятельных и наиболее образованных придворных предложила некоторые церковные и светские реформы, то воспротивившееся им новгородское духовенство во главе с архиепископом Геннадием обвинило их в "ереси жидовствующих". Ни одного еврея среди реформаторов, конечно, не было. Однако Геннадий и его сторонники припомнили, что много лет назад, в свите литовского князя, который приезжал в Новгород налаживать отношения с соседями, будто бы находился некий еврей Схария. От него якобы и набрались греховных идей иные новгородские умники, передавшие затем "жидовскую" заразу московским умникам. Главным еретиком считали дьяка Федора Курицына, образованного, широко мыслившего человека, пользовавшегося доверием самого Великого князя. Однако наветы Геннадия и его сторонников исподволь подтачивали репутацию Курицына и его приверженцев. После долгого сопротивления Великий князь "сдал" реформаторов. Большинство "жидовствующих", отродясь не видевших ни одного еврея, были преданы лютой казни, сам Федор Курицын был брошен в темницу, где и умер или был умерщвлен».

http://www.vestnik.com/issues/1999/1026/win/resnik.htm

Итак, участие евреев в ереси, как и само ее название изобретены церковной ортодоксией для компрометации неугодных реформаторов, полагает Резник. Яркий пример «антисемитизма без евреев».

Так было или не было?

За два десятка лет до Солженицына феномен «ереси жидовствующих» рассматривал израильский исследователь Шмуэль.Этингер.

«Появившиеся в этот момент (конец XV века) жидовствующие надеялись, что в этом (1492ом) году исчезнет христианская традиция и победит иудейская. В противовес христианской традиции они установили еврейский календарь...»

«Нельзя отрицать еврейский характер движения, - отмечает Этингер- Разные члены движения различались по степени отдаления от христианства и приближения к иудаизму.

Этингер ссылается на свидетельство Иосифа Волоцкого, о том что основателем «ереси» был еврей Захария, близкий к князю Михаилу Олинковичу. Михаил Олинкович и Схария прибыли в 1471 году в Новгород и склонили в иудаизм епископов Дениса и Алексия. 1

Ссылаясь на ряд источников, Этингер настаивает на подлинности личности Захарии.

«Существует дополнительное доказательство у Геннадия (епископа, разоблачителя «ереси»-авт.), что еврейское влияние в тот период не было делом одного еврея. Еврейская община Киева настороженно следила за событиями за границей. В письме к новому московскому митрополиту, Зосиме, после его избрания, Геннадий пишет что крещеный еврей по имени Даниил рассказывал, что когда он остановился в Киеве по дороге в Москву, местные евреи оскорбляли его, говоря: «Собака, куда собираешься? Князь в Москве разрушил все церкви»2

«Не нашлось источников, отрицающих мнение Волоцкого о влиянии Захарии в распространении иудаизма. Согласно Волоцкому, Алексий и Денис сохраняли связь с иудеями, желали перейти в иудаизм и пройти обрезание.

Как оценивают израильский исследователь и русский писатель значимость распространения «ереси»?

По мнению Этингера, явление «жидовствующих» и борьба с ним, положили конец относительной религиозной терпимости Руси того периода. (с.70)​,привела к разрву хозяйственных и культурных связей с Западом и преследованиям интеллектуального брожения, вызванного евреями и переводами с иврита. Преследование еретиков отбросило Русь назад. Вопрос же еврейского участия в феномене более важен для истории еврейского народа, чем для России».3

Для Солженицына:

«преодоление ереси «жидовствующих» дало толчок духовной жизни Московской Руси конца XV—начала XVI века, осознанию необходимости духовного просвещения, школ для духовенства, а с именем епископа Геннадия связано собирание и издание на Руси первой церковно-славянской Библии, ещё не существовавшей как единое собрание на Православном Востоке. С изобретением книгопечатания, «через 80 лет эта самая Геннадиева Библия... напечатана была в Остроге (1580-82 г.), как первопечатная церковно-славянская Библия, и тогда ещё опередившая этим своим появлением весь православный Восток»42. Широко обобщает это явление и акад. С. Ф. Платонов: «Движение «жидовствующих» несомненно заключало в себе элементы западноевропейского рационализма... Ересь была осуждена; её проповедники пострадали, но созданное ими настроение критики и скепсиса в отношении догмы и церковного строя не умерло»

http://jewniverse.ru/RED/Solzhenitsin/dvesti1.htm

Итак, реакция или прогресс?

1Шмуэль Этингер. Между Польшей и Россией. Иерусалим. 1994. с. 60

2Там же. с.61

3Там же. с.70

Tags: Солженицын
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments