evkam (evkam) wrote,
evkam
evkam

 своей  Vita Activa  Ханна Арендт пишет: "Спасительное средство против неотменимости - против того
что содеянное невозможно вернуть назад, хотя человек не знал и не мог знать что делал, -
заключено в человеческой способности прощать. А спасительное средство против
необозримости - а тем самым против хаотической недостоверности всего будущего- заложено в
способности давать и сдерживать обещания. Обе эти способности взаимосвязаны, поскольку
одна относится к прошлому и делает не бывшим нечто совершённое, "грех" который, подобно
Дамоклову мечу, нависал бы над каждым новым поколением и в конечном счете погребал его
под собой; тогда как другая устанавливает нечто предданное как указатель на будущее, где
без обязывающих обещаний, которые люди словно островки безопасности бросают в грозное
море неизвестности, не была бы возможна никакая преемственность человеческих отношений,
не говоря уж о постоянстве и верности".http://soft.rosinstrument.com/lib/Literature/Russian/Student/Religion/opytov.txt-ps100-pn7
Рассмотренное Арендт соотношение тесно связано с соотношением свободы и ответственности. Человек, будучи свободным, тем не менее отвечает за каждый свой шаг, за то чтобы не переступить границ свободы других людей. Свобода отлична как от беззаконной вольности, так и от железного детерминизма, не допускающего права выбора. Это очевидно. Арендт же показывает нравственно- психологическое измерение взаимосвязи свободы и ответственности. Неотменимость поступка без способности прощать закабаляет человека. Право же на прощение обоеспечивает совершившему отрицательный, а когда и безнравственный поступок, свободу выбора (при сохранении полной меры ответственности.
В этом плане можно рассматривать философский смысл понятия "раскаяние". Это понятие отнюдь не означает для человека необходимости отвечать за чужие грехи, как не означает оно и полной безответственности. Оно означает сохранение права на сваободу выбора после совершения греховного поступка. При условии, что весь отрицательный смысл содеянного человеком осознан и он готов отвечать за него.  Человек принмает обязательство давая обещания сдерживать их.
То же самое в связи с необозримостью - равновесие свободы и ответственности не позволяет обещать слишком много. В этом опять же отличие свободы отвольной безответственности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments