evkam (evkam) wrote,
evkam
evkam

Category:
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ, «РУССКАЯ» АЛИЯ И ИЗРАИЛЬСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ.

Социально-экономические проблемы, приведшие к протестам последнего времени отчетливо отразились на положении «русских» репатриантов, прибывших в страну в течение последних 20 лет- весьма обширной группы населения. Потому анализ положения, в котором оказались эти люди, поиски выхода для них, помогут определить пути оздоровления ситуации в обществе как целом. А речь идет, ни много ни мало, об изменении самоидентификации общества и граждан. Без этого конкретных социальных проблем не решить.

1. Зачем они сюда приехали?
Прежде всего, говоря о мирооощущении, мотивации репатриантов из стран СНГ последних 20 лет следует отметить их коренное отличие от мироощущения репатриантов 60-80х годов, «евреев молчания».
Те люди, жившие в закрытом обществе, подпольно или полуподпольно изучавшие иврит, вдохновлялись либо сионистскими идеалами, либо желанием «вдохнуть воздух свободы». Им приходилось преодолевать множество преград, внутренних и внешних. Это не только ограничения на выезд, в иных случаях - «отказ», но и необходимость порвать с привычным образом жизни, карьерой, стать изгоями в обществе, не признающем «еврейской проблемы» и самого существования Израиля.
Принципиально иная ситуация сложилась с началом 90х. У граждан СССР рухнули привычный образ жизни, социальная структура, прокатилась «конфискационная» реформа. Неопределенность, неуверенность в будущем стали доминирующими факторами. С другой стороны — выезд в другие страны стал практически свободным. Открытым стал информационный обмен. И в этих условиях эмиграция превратилась в экономическую, неприкрытое бегство от трудностей жизни.
Экономическая мотивация репатриантов 90х и ее массовый характер породили два наиболее характерных для «большой алии» явления:
Во-первых — стремительное формирование собственной субкультуры «русских израильтян». Люди стали нуждаться в собственных русскоязычных СМИ, магазинах, центрах досуга, клубах и т. д. В этих рамках они стали воспроизводить привычные на «доисторической родине» атрибуты образа жизни, при этом все более отрываясь от «основного» израильского общества. Наиболее характерной чертой такого отрыва является то, что люди среднего и старшего возраста в подавляющем большинстве не владеют ивритом или говорят на самом примитивном уровне, соответственно не читают общенациональных газет и не смотрят телевидения. Два характерных примера характеризуют ситуацию.
Во время предвыборной кампании русскоязычная пенсионерка говорит агитатору, что нет для русскоязычных пенсионеров «клубов досуга». «Вот моя соседка- «израильтянка» регулярно в такой клуб ездит. Машина за ней приезжает. А для нас, «русских»?» «Русская» пенсионерка понятия не имеет, что такие клубы существуют для всех пенсионеров, без различия происхождения. При этом партийный агитатор, выслушав жалобщицу, ничего подобного ей не рассказал, заявив что «вот перед нами еще один пример угнетения «русских»».
Другой пример. Посетителями бесплатной группы изучения иврита в одном из досуговых центров являются люди старшего возраста, живущие в Израиле уже больше 10 лет. Уровень знания языка — почти нулевой. Они способны сказать несколько фраз но не могут поддерживать разговор. На втором десятке лет жизни в стране они открывают для себя государственный язык. Притом, повторюсь, что занятия бесплатные, раз в неделю по часу. Вряд ли кто то из них согласится оплачивать качественное обучение ГОСУДАРСТВЕННОМУ языку.
Много говорится о крахе политики мультикультурализма в Европе. Но не происходят ли схожие процессы и в Израиле? Не превращается ли маленькая ближневосточная страна в совокупность изолированных друг от друга общин выходцев из разных стран? Ибо что общего у выходцев из России , Эфиопии и Латинской Америки? Может кому-то такое положение выгодно?об этом — ниже.
Пока же второе, характерное для алии 90х явление. Это – резкое изменение социального статуса большинства репатриантов.
Конечно, молодые, приехавшие по различным программам, либо обладатели востребованных профессий имеют оптимальные возможности интегрироваться. Для абсолютного же большинства репатриантов среднего и старшего возраста характерно резкое изменение (снижение) социального статуса и оторванность от общества в целом, незнание его прошлого и настоящих проблем. Именно поэтому эти люди составляют устойчивый электорат партий “русских» политиков. которые формируют их мировоззрение через подконтрольную прессу. «Мой электорат работает, а не митингует» сказал Авигдор Либерман в дни «палаточного протеста». Многие «сабры» и «ватики» характеризуют стиль жизни репатриантов из СНГ как «русское гетто».
Предпосылки ситуации, в которой оказалось абсолютное большинство новых репатриантов из бывшего СССР, складываются еще до их приезда в страну.
Главную роль играет «экономический» характер этой алии. Люди приезжающие в страну с начала 90х годов руководствуются элементарным желанием выжить после краха прежнего жизненного уклада и зачастую не скрывают этого. В представительстве Сохнута в одном из регионов пришлось быть свидетелем, как женщина упрашивала служащих «помочь с поиском еврейских корней» чтобы появилась возможность выехать. «Жизнь стала совершенно невозможной».
Подобная мотивация отъезда по мере углубления кризиса в странах СНГ стала типичной. Люди ищут формальные основания для выезда в развитую страну, принимающую мигрантов. Идеологические мотивы в данном случае минимальны. Соответственно большинство репатриантов среднего и старшего возраста не изучают или минимально изучают иврит, будучи озабочены «экономическими аспектами». Это создает допольнительные предпосылки формирования «русского гетто».
Но не меньшую роль в этом процессе играет и политика принимающей стороны.

2. Политика заманивания.
Можно утверждать что Сохнут и связанные с ним организации проводят целенаправленную политику заманивания потенциальных репатриантов. Используются пропаганда, умолчание,а зачастую и прямая ложь. Эта традиция имеет давнюю историю.
Еще в 30е годы Сохнут и Гистадрут в момент, когда положение евреев в Германии обострилось и встал вопрос об “эвакуации», активно противодействовали организованному выезду немецких евреев в другие страны, помимо Палестины. Такое противодействие было прикрыто активной пропагандистской кампанией запугивания всемирным антисемитизмом. Хотя реальные опасения были связаны с нежеланием терять деньги немецких евреев. Об этом пишет в своем исследовании Алии из Германии в 30е годы Д.Франкл.1
Известный ученый отказник В.Рубин отмечал в своем дневнике в 1978 году, что в этот период Израиль стал активно противодействовать «Нешире»- явлению массового «отсева» эмигрантов, выехавших из СССР по приглашению израильских родственников. «По видимому, собираются принять несколько мер. Одна из них – лишение советских евреев статуса беженцев… не высылать израильских приглашений родственникам тех, кто уехал в Америку»2
Яков Кедми в книге «Безнадежные войны» рассказывает как израильским представителям на международной книжной выставке- ярмарке в Москве в 1987 году было дано указание в демоестрационном фильме «представить Израиль «не страной пустынь и кибуцев, а современным государством, с тем чтобы не один человек (потенциальный репатриант) в СССР, не представлял, что его детей ждет колхозное будущее».3
Эти традиции трансформировались и значительно усилились после обрушения железного занавеса и распада СССР. В работе с современными олимами агенты Сохнута и других организаций делают упор именно на «экономические» мотивы. Людям среднего и старшего возраста подробно рассказывают, что в Израиле решены именно те проблемы, которые порядком «достали» будущих репатриантов в странах развалившегося СССР. Будь то социальные пособия, чистые постели в больницах, разнообразная и недорогая еда. Молодежи охотно рассказывают о перспективах обучения и открытия собственного бизнеса.
Однако воспитанным на советской действительности людям часто невозможно представить что существует масса иных проблем, типичных для рыночного общества. В первую очередь – жилищная проблема. Привыкшим к государственному жилью, доставшемуся в наследство от советских времен, трудно представить, что покупка собственной квартиры в Израиле – доступная немногим роскошь либо многолетняя долговая кабала;очередь на социальное жилье в районах с развитой инфраструктурой тянется не одно десятилетие; постоянно растут цены на съем квартиры. Привыкшим к бесплатной медицине и визитам врача на дом репатриантам неведомо, что врачей в Израиле не вызывают на дом, что очередь к специалисту может занимать недели, а то и месяцы.
Об этих и многих других проблемах сотрудники израильских зарубежных представительств элегантно умалчивают, дабы не отпугивать потенциальных репатриантов. «Посланники» Сохнута прекрасно понимают, что имеют дело со взрослыми людьми, понимающими, что «нет рая на Земле». Охотно признают, что «Израиль – проблемное государство». Но разговор о конкретных проблемах целенаправленно и профессионально затушевывается. Во многих случаях сотрудники Сохнута не брезгуют и прямым обманом.
В частности, репатриантам средних лет, отправляющимся по прямой абсорбции обещается минимум два бесплатных курса профессионального обучения. «Список курсов –говорят соискателям- вы получите по прибытии в Израиль, в министерстве абсорбции». По прибытии в страну репатрианты узнают, что подобных программ нет и в помине. Острота жилищной проблемы также ощущается только по прибытии. Но дело сделано. Сохнут обеспечил показатель репатриации. Министерство абсорбции с успехом может осваивать средства выделенные на вновь прибывших. До чувств этих последних ни пропагандистам Сохнута, ни чиновникам министерства абсорбции дела естественно нет.
Большое значение в целенаправленной «промывке мозгов» будущих репатриантов имеют разнообразные гуманитарные программы. В частности «дистанционное обучение» в Открытом Университете Израиля. Курсы, которые можно закончить до приезда в страну, имеют чисто гуманитарный характер и не позволяют конкурировать на рынке труда. Их реальная цель – сформировать у репатрианта «сионистское сознание». Идет ли речь о истории евреев в диаспоре, Катастрофе европейского еврейства или Введении в Устную Тору. Слушатель должен усвоить, что нееврейский мир изначально враждебен, антисемитизм изначально присущ мировой культуре, необъясним, неизлечим и единственное спасение – в репатриации в Израиль.
В этом же ключе интерпретируют лекторы Сохнута и Израильских культурных центров актуальные политические события. Естественно, слушателей не настраивают против существующей в стране исхода власти, но им разъясняют с массой примеров, что обывательское нееврейское население изначально настроено антисемитски. Что же касается мировой политики, то «мир не понимает наших страданий и благородства, политики и СМИ симпатизируют нашим врагам» и т.п.
Вместе с тем, как уже говорилось, «агитаторы алии» не подчеркивают принципиальной значимости знания языка для будущей жизни в новой стране, не говорят о других конкретных проблемах.Притом, что курсы иврита функционируют в каждом «еврейском» учреждении, их посещение не является обязательным. Де-факто все это способствует превращению репатриантов из СНГ в полуизолированную общину. Аналогичный процесс происходит и с репатриантами из развивающихся стран, в частности, Эфиопии.

3. Кому это выгодно?
Еврейское присутствие на территории современного Израиля формировалось «волнами алии». Представители каждой волны занимали в ишуве позиции, основополагающие для формирования будущей государственности. Естественно, заняв определенные позиции, старожилы не желали делиться ими с вновь прибывающими.
После провозглашения государства Израиль, одним из основополагающих законов страны стал Закон о возвращении, по которому каждый еврей имеет право на репатриацию. В исторических условиях конца 40х годов этот закон имел безусловно позитивное и благородное значение, предоставляя каждому еврею убежище, в особенности, когда жизненная среда абсолютного большинства уцелевших европейских евреев была полностью уничтожена. Но в течение последующих десятилетий этот Закон в его нынешнем виде стал эффективным средством закрепления господства существующей политической и финансовой элиты. Механизм здесь абсолютно очевиден и прост. Каждого имеющего право на репатриацию заманивают многообразными обещаниями. При этом никак не обусловливая успешную абсорбцию хотя бы необходимым знанием языка, минимальными требованиями самоидентификации в качестве израильтянина. Приезжая в Израиль больные и пожилые становятся клиентами «Битуах Леуми» А здоровые люди среднего возраста без знания языка вынуждены зарабатывать на жизнь на самых примитивных работах. Соответственно у них нет времени и возможностей для изучения языка и профессионального обучения. Они не могут составить конкуренцию старожилам в сфере квалифицированного труда.
Таким образом, формальное равноправие закономерно закрепляет естественное неравноправие и иерархичность общества. Закон о возвращении в его нынешнем виде обслуживает интересы элиты. Естественно растет недовольство арабского населения страны и ближайших соседей. Но опять- таки правая элита обращает это в свою пользу. Усиливается мотив всемирного антисемитизма,который естественно должен подтолкнуть репатриацию. Нам все враги. Арабы внутри Израиля и в соседних странах. Запад и международные организации равнодушны либо латентно враждебны. Один из известных отказников Беньямин Файн заметил в своих воспоминаниях, что все его знакомые –неевреи, так или иначе антисемиты.
Примеры антисемитизма всегда «под рукой». Они множатся в силу естественных причин. А враждебность арабов провоцируется (целенаправленно ли?) действиями и заявлениями правых постсионистов, пресловутого «еврейского руководства» (М.Фейглин и его сторонники), полагающего, в частности, что неевреев необходимо изгнать с рынка труда в Израиле. Их взгляды активно распространяются в среде русскоязычных репатриантов.4
Иногда система дает сбои. Так случилось после известного теракта в дискотеке «Дельфинариум» летом 2001 года. Естественно и однозначно что главными виновниками трагедии являются арабские террористы, избравшие жертвами подростков. Но характерно настроение родственников жертв теракта. Многие из них обвиняют агитаторов Сохнута в том что те заманивали их детей разнообразными молодежными программами, сделав в итоге заложниками многолетнего кровавого конфликта.
В вечер Судного дня 2004 на набережной Бат-Яма были выставлены фотографии погибших в теракте детей и обращение «к президенту России» с призывом положить конец деятельности израильских организаций на террритории страны. Нельзя не признать что многие аспекты деятельности Сохнута дают основания для такой реакции.


4. Где же выход?

В период с момента окончания Второй Мировой войны до провозглашения государства Израиль существовали альтернативные планы государственного самоопределения еврейского народа.
Один такой план связан с именем Гиллеля Кука (Питера Бергсона), основателя американского Комитета спасения европейских евреев. В годы войны Гиллель Кук стремился мобилизовать общественное мнение США, донести до американцев максимально полную информацию о Холокосте. Сразу после войны, под впечатлением страшной Катастрофы европейского еврейства Кук настаивал на предоставлении всем евреям права свободной эмиграции в Палестину. Вместе с тем будушая государственность на территории Палестины, полагал он, должна строиться на основе следующих принципов:
1. Полное равноправие всех граждан независимо от национальности.
2. Полное отделение религии от государства.
Гиллель Кук считал что будущее государство должно быть демократической республикой. И таким образом, еврейский народ самоопределится подобно всем иным народам мира, имеющим свою государственность.
Однако реальное государство Израиль приняло на вооружение прямо противоположные принципы — приоритетное право представителей одной национальности во всех сферах общественной жизни; определяющее влияние религиозных партий и учреждений на общественную жизнь.
Реформы должны иметь целью превращение Израиля в светское государство равноправных граждан с оптимальными возможностями интеграции новых репатриантов. И начинаться такие изменения должны именно с механизма абсорбции и интеграции.
В первую очередь- существенное совершенствование основополагающего Закона о возвращении, в нынешнем виде перманентно усугубляющего расслоение в обществе. Каким об разом возможны изменения?
Сейчас право на репатриацию имеет любой еврей без исключения. Не отрицая в принципе такого права, возможно обусловить его необходимым уровнем знания иврита. Иными словами, каждый репатриант до приезда в страну должен будет сдать экзамен, показав знание государственного языка на уровне «Бет плюс» или «гимел». Если исходить из общегосу дарственных интересов, а не интересов правящей элиты, польза будет обоюдной. Общество не будет расходовать внушительные средства на обучение «с нуля» вновь приехавших государственному языку. Новый репатриант, желающий получить профессиональную квалификацию, не будет тратить время на изучение языка.
Не следует забывать при этом, что репатриант в принципе способный работать, но не знающий языка, попадает ныне в хорошо известный порочный круг. Не зная языка он вынужден идти на самую простую тяжелую работу. Занятость на работе, в свою очередь, лишает его возможности изучить язык и обучаться профессии. Если же будет введен языковый экзамен перед репатриацией, общество с самого начала получит гражданина, способного к полноценной интеграции.
Несомненная польза от языкового экзамена будет и для репатриантов, претендующих на различные пособия. Они смогут гораздо более эффективно отстаивать свои права в различных учреждениях. Да и для государственных служащих существенной будет экономия времени, если исчезнут трудности с переводом. Установление «планки требований» на входе на деле существенно облегчит жизнь вновь приехавшим.
Должна быть в корне пересмотрена информационная политика израильских представительств за рубежом. Пропаганда государственных достижений и льгот для различных категорий репатриантов заменена объективной и всесторонней информацией о стране, в том числе о проблемах, которые ожидают каждую категорию приезжающих.
Второе важнейшее направление изменений — устранение всех форм национальной дискриминации в стране. Повторимся: в основе закона о возвращении лежала благородная цель — защита евреев от антисемитизма. Но именно поэтому государство Израиль должно стать страной, свободной от всех форм национального неравноправия . С этой целью из внутренних паспортов (теудат зеутов) должны быть устранены всякие отметки указывающие на отношение к еврейству его обладателя. С момента прибытия в Израиль, репатриант, вне зависимости от происхождения становится равноправным членом общества. Естественно, в таком случае автоматически решается проблема гражданских браков и многие другие проблемы.
Соответственно должна рассматриваться проблема поселений «за зеленой чертой». Фактически их создание по национально-религиозному признаку служит серьезным фактором дестабилизации в регионе, провоцирует терроризм. Не говоря уже об огромных средствах, затрачиваемых на их строительство и охрану. Нельзя не признать справедливость лозунга «Деньги на кварталы, а не на поселения!», который выдвигали протестующие летом 2011 года. Решение острейшей проблемы социального жилья в стране, должно осуществляться не за счет оборонного бюджета (на что «с болью» намекают депутаты Кнессета и министры), а за счет свертывания сугубо идеологических проектов освоения территорий «завещанных Господом народу Израиля».
Важнейшим резервом исправления ситуации является превращение Израиля в светское государство. При нерешенности острейших социальных проблем в стране израильские правительства всякий раз покупают расположение религиозного сектора финансовыми вливаниями. За государственный счет строятся и содержатся религиозные поселения и учебные заведения. Представители религиозного сектора навязывают свой распорядок светскому населению. Пресловутое утверждение об «исторической и религиозной связи» нашего народа с «землей Израиля» по сути провоцирует многочисленные конфликты с соседями и усиливает изоляцию страны на международной арене. Легитимацией существования страны должно быть международное право и только оно.
7
Таким образом, внутреннее оздоровление государства Израиль, преодоление внутренней рваздробленности возможно только путем превращение его в светское демократическое государство всех его граждан. Некоторые стороны такого оздоровления, связанные с ситуацией вокруг «русских» репатриантов были рассмотрены здесь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment